Начало Смуты
Япония, 1853г. В бухте Эдо встают на якорь четыре американских корабля под началом коммодора Мэтью Перри. Американское правительство требует от Японии подписания соглашения, которое гарантировало бы свободный товарообмен между двумя странами и открытие границ. Эти требования поставили бакуфу в безвыходное положение, т.к. в течении многих веков Япония была отгорожена от остального мира (географически, политически, социально и культурно). Сначала они пытались выиграть время, однако уже в 1854г. были заключены «дружественные соглашения» с США, Англией и Францией, а годом позже с Россией и Голландией.
Уступки иностранцам раскололи страну на два лагеря. Одни считали, что открытие границ подтолкнет развитие страны, другие – уничтожит национальный уклад, культуру и мировоззрение. Кроме того, не стоит забывать, что до Бакумацу и даже до раскола Японии на сегунат и Патриотов против бакуфу подняли оружие мятежники в компании с Сакамото Рёмой. И господа мятежники были до глубины души потрясены таким возмутительным радикализмом. Япония, как известно, чуть ли не 300 лет была страной закрытой. Появление Перри для страны было концом света. Для умных людей - концом света вдвойне: многие в Японии знали про «опиумные войны» в Китае и полагали, что торговым договором дело не ограничится. Вот так и возник лозунг «Сонно Дзёй» - «Да здравствует Император - долой варваров!»
Дело в том, что власть сегуна вполне официально проистекала от императорской, и в XIX веке все более популярным становилось мнение, что сегун - это инструмент императора и власть его легитимна, только пока решает поставленные императором задачи - в частности, обеспечивает безопасность страны. Эта позиция, вполне невинная в годы мира, стала опасной после открытия страны - если режим бакуфу не смог или не захотел защитить Японию от варваров, значит, он потерял право на власть. Отныне император должен править сам.
Поначалу «люди благородной цели» были сугубыми изоляционистами и призывали к восстановлению статус-кво - только с императором во главе. Чиновники бакуфу, в общем, хотели того же (без императора) - только понимали, что не получится.
А с противоположной тенденцией вышло так. Жил-был в Тёсю самурай Ёсида Сёин (или Ёсида Торадзиро). Был он ученым и поэтом, пользовался уважением и покровительством главы хана. Много путешествовал (по Японии, естественно, что, кстати, тоже было редкостью - самураи не могли самовольно покидать пределы провинции), еще больше читал. Был себе такой тихий традиционалист. И вот, вскоре после подписания договора, 24-летний самурай явился к Перри и по-голландски (несчастный коммодор чуть дар речи не потерял) попросил взять его с собой в Штаты. Перри, естественно, отказал. Попытка покинуть страну по японским законам была преступлением, каравшимся смертью. Поэтому, получив отказ, Ёсида Сёин немедленно сдался властям. Его посадили до выяснения, а он - скучно же сидеть - открыл в тюрьме школу для других заключенных. Через несколько месяцев его выпустили - было решено списать его действия на «обстановку временного безумия» - а вот преподавать ему понравилось, так что, выйдя на свободу, он завел в родном городе Хаги «вольную академию под соснами», куда принимал учеников любого возраста и звания. И как-то так вышло, что у него в учениках оказалось что-то около 50 человек 18-25 лет - и все как на подбор патриоты. Идеи «Сёка Сандзюку» были просты. Япония - маленькая страна. «Варвары», уступая японцам в культуре, многократно превосходят их в техническом отношении. И потом, их много больше. Выводы - чтобы не разделить участь Китая, Япония должна как можно скорее позаимствовать у варваров всю техническую сторону - и желательно превзойти их. Сделать это силами одних самураев не получится - их слишком мало. Значит, надо привлекать талантливых людей из всех сословий - то есть похоронить кастовую систему.
Поскольку бакуфу на это никогда не пойдет, режим должен быть изменен на прямое императорское правление - желательно мирным путем, но можно и не мирным. Компания потихоньку организовывалась, училась обращаться с огнестрельным оружием, вела пропаганду среди крестьян и ремесленников (это для тогдашней Японии была настолько дикая идея, что инспектора сегуната несколько лет этого просто не замечали - хотя пропаганда велась практически в открытую), посылала эмиссаров в другие ханы - и даже выпускала собственную газету под забавным названием «Летучие уши, большие глаза».
И тут грянул гром. В 1858 под давлением извне - и вопреки воле императора - бакуфу подписало декрет, выводивший иностранцев из-под действия японских законов. Японию залихорадило. Министр Ии Hаоцкэ, фактический правитель страны, решил, что с огнем борются огнем - и начал волну репрессий. В столицах инакомыслящих казнили без суда. До провинции чистка рядов еще не докатилась, но было ясно, что это - вопрос времени. Ёсида Сёин призвал к восстанию, компания его учеников попыталась убить Ии Hаоцкэ, но их подвела полная неопытность в такого рода делах. Ёсида Сёин был арестован, доставлен в столицу и 21 ноября 1859 года казнен. Ему было 29 лет.
Историки считают 1859 год началом Смуты. Большая часть учеников Ёсиды приняла участие в революции: Ито Хирубуми - первый премьер-министр и создатель конституции; Ямагата Аритомо - создатель современной армии; и, конечно, Кидо Коин и Такацуги Синсяку. Такацуги и Кидо Коина вместе с Сайго Такамори и Окубо Тосимиси из Сацума впоследствии именовали Великими Патриотами, под чьим чутким руководством, собственно, и была выиграна гражданская война.